Олимпийское образование


История свидетельствует, что наибольшее развитие олимпийское образование получило в вузах, на базе которых в 2011 году были организованы центры подготовки волонтеров для обслуживания XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Шесть их них были сформированы в Краснодарском крае на базе Сочинского государственного университета (СГУ), Кубанского государственного университета (КубГУ), Кубанского государственного аграрного университета (КубГАУ), Кубанского государственного медицинского университета (КубГМУ), Кубанского государственного технологического университета (КубГТУ), Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ). В числе задач, возложенных на них Оргкомитетом «Сочи-2014» было и расширенное использование олимпийского образования как фактора мотивации молодежи к включению в волонтерскую деятельность. В дополнение к традиционным средствам, реализуемым в соответствии с методическими рекомендациями Олимпийского комитета России и Олимпийской академии Юга, было проведено большое количество «Олимпийских прививок», Олимпийских уроков, тематических встреч и обучающих программ.

С момента окончания Игр Сочи-2014 прошло пять лет. Судьба Волонтерских центров и олимпийского образования в организациях, на базе которых они работали, сложилась по-разному, но Олимпийская академия продолжает направлять и координировать их деятельность.
Сочинский государственный университет. В нем работает ресурсный центр волонтерства «FORWARD» СГУ – крупнейший вузовский волонтерский центр России. Олимпийское образование в нем реализуется преимущественно через прохождение практик и стажировок на базе объектов Олимпийского Наследия и Музея XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года. Соглашение о сотрудничестве с Российским международным олимпийским университетом открывает волонтерам (обучающимся и преподавателям) уникальную возможность познакомиться с историей олимпийского движения во время обслуживания мероприятий, проходящих на его территории.
Кубанский государственный университет. В целях сохранения нематериального наследия Игр «Сочи 2014» данный вуз продолжает уделять особое внимание сохранению и возрождению нравственных ценностей и традиций в постолимпийский период. Благодаря усилиям энтузиастов кафедры физического воспитания, была разработана элективная программа прикладного олимпийского образования для двух групп факультетов дающих наибольшее количество волонтеров (географического и управления, экономического и юридического).
Кубанский государственный аграрный университет. Волонтерский центр этого вуза объединяет крупнейшее молодежное движение среди вузов Министерства сельского хозяйства. Олимпийское образование реализуется в контексте программы «Спорт для нас» через организацию и проведение спортивных мероприятий, квестов, забегов, зарядок с привлечением участников и призеров Олимпийских игр, помощь в организации и проведении спортивных соревнований различного уровня.
В Кубанском государственном медицинском университете также работает волонтерский центр, являющийся с 2016 года членом Всероссийского движения «Волонтеры-медики». Олимпийское образование в этом вузе строится на опыте организации антидопинговых служб во время Олимпийских игр и продвижении принципов здорового образа жизни в молодежной среде. 
Кубанский государственный технологический университет продолжает развивать традиции добровольчества. Центр привлечения волонтеров «Политехник» активно сотрудничает с кафедрой физического воспитания и спортивным клубом, организуя ежедневные утренние зарядки для волонтеров и обучающихся. Олимпийское образование здесь является частью теоретической подготовки новых добровольцев по программе «Школа волонтера».
Несмотря на активность названных вузов, флагманом по развитию олимпийского образования в регионе остается Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, на базе которого и работает Олимпийская академия Юга.
Основные направления деятельности ОАЮ на современном этапе: 
1) С целью изучения исторических, социологических, педагогических, культурных и других аспектов олимпийского движения в учебный процесс факультета сервиса и туризма ФГБОУ ВО КГУФКСТ внедрены две дисциплины – «Олимпийское образование» и «Технологии волонтерской деятельности» по 108 часов (3 зачетных единицы). В случае успешного испытания, опыт будет транслирован на другие факультеты вуза.
2) Проводится активная научно-исследовательская работа. Только за последние 5 лет на базе ОАЮ: подготовлено свыше 160 докладов на студенческие конференции и защищено 45 выпускных квалификационных работ по олимпийской тематике; организовано 12 научно-практических конференций, на которых рассматривались вопросы олимпийского движения и опубликовано 212 печатных работ; защищены 5 диссертации по олимпийской тематике на соискание ученой степени кандидата педагогических наук и выполняются 4 диссертаций на соискание степени кандидата и 1 – доктора педагогических наук.
3) Мобильные группы экспертов и волонтеров проводят регулярные олимпийские уроки для разъяснения и пропаганды гуманистических ценностей, идеалов и принципов Олимпийского движения среди населения, содействуя осуществлению морального и физического совершенствования личности, во имя укрепления мира и дружбы между народами всех стран. Только в осенью 2018 года было проведено 26 уроков олимпийской направленности в 17 образовательных организациях Краснодарского края и Республики Адыгея.
4) В спортивных федерациях Краснодарского края проводятся тематические выступления в рамках борьбы за чистоту и единство олимпийского движения, недопущение политической, расовой, религиозной или иной дискриминации в олимпийском спорте. Проводится активная работа по содействию развитию массового физкультурно-оздоровительного и спортивного движения среди различных слоёв населения. 
5) Продолжается сотрудничество с ОКР, Центральной и региональными олимпийскими академиями России, Международной олимпийской академией, Национальными олимпийскими академиями зарубежных стран, Всемирным обществом историков олимпийского движения в части обмена опытом. 
6) Академия патронирует создание и  развитие музеев Олимпийской славы, содействует их просветительской деятельности, организации и проведению тематических выставок, спортивных вечеров, созданию олимпийских библиотек.
Таким образом, в Краснодарском крае накоплен свой уникальный опыт по распространению идеалов и ценностей олимпизма и получению студентами олимпийских знаний, позволяющий вузам развивать различные аспекты олимпийского образования, расширяя кругозор и повышая уровень профессиональных и коммуникативных качеств обучающихся.